Концерты и спектакли Победы: фронтовые бригады – героям войны

Время чтения
менее чем
1 минута
Прогресс чтения

Концерты и спектакли Победы: фронтовые бригады – героям войны

февраль 10, 2025 - 22:07
0 comments

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» (Василий Лебедев-Кумач, «Только на фронте»)

Традиция поддерживать боевой дух солдат песней или театральным выступлением зародилась еще в годы Первой мировой войны. Тогда артисты немногочисленными труппами отправлялись на фронт по личной инициативе. А во время Великой Отечественной войны фронтовые бригады трудились уже повсеместно. Музыканты, танцоры, театральные и цирковые артисты сопровождали Красную Армию в самых трудных битвах и вместе с ней дошли до Берлина.

Опасное искусство

Сцены в привычном понимании слова для фронтовых артистов почти не существовало. Они выступали с грузовиков, в землянках и окопах, на улице и в госпиталях. Не всегда получалось нанести грим и даже переодеться в концертный костюм, а сами выступления порой проходили по телефону – когда связисты, например, не могли отойти от аппаратов. Фронтовикам читали публицистические тексты и отрывки из художественных произведений, играли спектакли и пели оперные арии. Концертные программы придумывали исходя из текущей ситуации: в начале войны чаще показывали вдохновляющие героические произведения, а потом наибольшей популярностью у солдат стали пользоваться комедии. Постоянно появлялись пьесы, созданные специально для фронтовиков. Артисты зачастую рисковали жизнью не меньше, чем военные, – их не брали в плен, они расценивались как особо опасные враги, благотворно влиявшие на боеспособность красноармейцев.

Больше всего фронтовых бригад сформировалось в Москве – около семисот. Хотя работа артистов была очень опасной, многие из них оставили радостные и полные надежды воспоминания о тех временах. Солдаты, защищавшие родную землю, стали для них самыми важными и ценными зрителями, ответственность перед которыми была несравненно выше, чем в мирное время. Оперная певица Тамара Янко так описывала свои выступления перед фронтовиками: «Каждый чувствовал неожиданный и радостный прилив сил. Одно понятие «фронтовой театр» объясняло наше самочувствие». Актер Малого театра Александр Остужев, несмотря на солидный возраст, часто выступал на фронте и говорил, что даже триумф в роли шекспировского Отелло не сравнится с ощущением нужности солдатам в столь тяжелое время. Актера вдохновляла и та благодарность, с какой принимали солдаты выступающих.

Подготовила О. Аввакумова